Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ДИЕТОЛОГИИ 5
1.1. Сущность современной диетологии 5
1.2. Особенности формирования питания детей 7
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РОЛИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ 11
2.1. Определение роли медицинской сестры в обеспечении питания детей 11
2.2. Проблемы питания детей и роль медицинской сестры в их решении 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Фрагмент для ознакомления
2
Детская диетология – это раздел медицины, посвящённый питанию детей от рождения до совершеннолетия, в том числе с различными заболеваниями. Детский диетолог – это врач, который специализируется на подборе и организации лечебного и профилактического питания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка [1].
Некоторые задачи детского диетолога:
оценка уровня физического состояния ребёнка и предоставление индивидуальных рекомендаций по питанию;
профилактика и коррекция заболеваний, связанных с питанием;
оценка потребляемой пищи и советы по дальнейшему рациону с учётом физической активности ребёнка;
помощь в приобретении полезных пищевых привычек и организации режима питания;
выявление нарушений пищевого поведения, создание мотивации и обучение рациональному питанию как основы здорового образа жизни.
Детская диетология – это отрасль медицины, занимающаяся питанием здоровых детей от рождения до совершеннолетия, а также тех, у кого диагностированы различные заболевания, связанные с пищеварительной системой, почками, пищевой аллергией и т.д. Детские диетологи занимаются специальными разработками, включая индивидуальные программы питания для детей с избыточным или недостаточным весом, а также при расстройствах пищевого поведения. Кроме того, детские диетологи дают рекомендации по разумному питанию беременных и кормящих женщин, а также дают рекомендации по подбору молочных смесей и прикорма для детей первого года жизни [16].
На каждом этапе жизни ребенка, включая внутриутробный, подбирается правильное питание, обеспечивающее правильное развитие растущего организма, крепкое здоровье и предотвращающее большое количество хронических заболеваний во взрослом возрасте.
Термин «педиатрическая диетология» (ПД), появившийся в отечественной литературе в последние годы [3], представляет собой междисциплинарную область знаний, раскрывающую теоретические и практические аспекты (медицинские, физиологические, биохимические, санитарные) детского питания. На основе современных достижений биохимии, молекулярной биологии и биофизики в последние годы также были разработаны новые дисциплины – нутриционная метаболомика, нутриционная геномика, нутриционная генетика [4] и др. ПД - это теоретический и практический принцип питания для развития ребенка. При этом детскую диетологию можно условно разделить на несколько основных направлений:
питание детей первого года жизни;
питание беременных и кормящих женщин;
питание детей раннего возраста;
питание дошкольников и школьников;
лечебное питание детей.
Каждая из этих частей основана на достижениях фундаментальной науки, которые используются для изучения особенностей питания детей соответствующего возраста [15].
Недостаток питания и незрелость физиологических и метаболических процессов у младенцев требуют постоянного и сбалансированного поступления питательных веществ, что является не только абсолютно необходимым условием для здоровья, но и абсолютно необходимым условием для жизни детей. Эти требования удовлетворяются с помощью естественного грудного вскармливания, которое является эволюционно закрепленным оптимальным способом вскармливания младенцев. Грудное молоко не только обеспечивает детей всеми необходимыми питательными веществами в легко усваиваемой форме, но и положительно влияет на их психологическое и эмоциональное развитие. В связи с этим одной из важнейших задач ПД является теоретическое исследование и разработка практических рекомендаций по поддержанию полноценного грудного вскармливания матери.
Наряду с проблемами питания детей 1-го года жизни и беременных женщин немалое место в ПД занимает в последние годы проблема питания дошкольников, и особенно школьников, в организованных коллективах, актуальность которой следует из многочисленных данных, указывающих на связь ряда заболеваний дошкольников и школьников с нарушением их питания [2].
При этом подходы к диетотерапии детей первого года жизни, как и здоровых детей, существенно отличаются от подходов к диетотерапии детей старшего возраста и взрослых. В первую очередь это связано с особенностями физиологических и метаболических потребностей детей первого года жизни, идеальное удовлетворение которых возможно только при кормлении грудным молоком [14]. Вторая причина, которая по сути является следствием первой, связана с особенностями патологии маленьких детей, структура которой обусловлена заболеваниями, вызванными метаболической и функциональной незрелостью организма в этом возрасте и, в частности, незрелостью ферментативных процессов, регуляцией проницаемости слизистой оболочки кишечника и другими барьерами, которые препятствуют развитию и поддержанию нормальной жизнедеятельности. Иммунный ответ занимает значительное место.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абoльян Л.В. Современные аспекты грудного вскармливания / Нoвикова С.В.// Педиатрия. – 2011. - №1 Том 90. – С.80-83.
2. Анастaзи А. Н. Психологическое тестирование / Урбина С. А. // СПб: Питер, 2009. – 99 с.
3. Афанасьева, О. В. Детское питание от 1 года до 5 лет. Советы, рецепты, рекомендации / О.В. Афанасьева. - М.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ, 2008. - 160 c.
4. Балин В.Д. Практикум по общей экспериментальной психологии / Гайда В.К., Гербачевский В.К. // СПб: Питер, 2006. – 106 с.
5. Барановский А.Ю. Диетология. 5-е изд.. – СПб.: Питер, 2017. – 1104 с.
6. Березкина Е.Н., Новикова В.П., Завьялова А.Н., Гостимский А.В., Сусанина А.М., Лисовский О.В., Турганова Е.А. /Е.Н. Березкина, В.П. Новикова, А.Н. Завьялова, А.В. Гостимский, А.М. Сусанина, О.В. Лисовский, Е.А. Турганова // Питание беременных женщин и кормящих матерей в перинатальном центре: субъективные и объективные оценки. – 2020. – № 6. – С. 38-43.
7. Брутман В.И. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов / Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. // Вопросы психологии – 2010. - №1. С. 59–68.
8. Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / Радионова М.С. // Вопросы психологии – 2010. - №3. С. 38–47.
9. Детская диетология / Кильдиярова Р. Р. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 272 с.
10. Запруднов, А. М. Роль научных школ в современной педиатрии / А. М. Запруднов, К. И. Григорьев, Л. А. Харитонова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2018. – № 63 (5). – С. 118-123.
11. Клиническая диетология детского возраста: Руководство для врачей / Под ред. проф. Т.Э. Боровик, проф. К.С. Ладодо. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство «Ме дицинское информа ционное агентство», 2015. – 720 с.:
12. Конь, И. Я. Детская (педиатрическая) диетология (нутрициология): достижения и проблемы // Педиатрия. – 2012. – Т.91, № 3. – С. 59-66.
13. Конь, И. Я. Некоторые актуальные проблемы современной детской диетологии (нутрициологии) // Вопросы детской диетологии. – 2003. – № 1 (1). – С. 8–16.
14. Мякишева П.А. Роль медицинской сестры в формировании навыков здорового питания в семьях на педиатрическом участке /П.А. Мякишева // FORCIPE. – 2022. – Т. 5. – № 3. – с. 741-742.
15. Назымбек Б. Е. Современная диетология. Роль медсестры в обеспечении правильного питания детей до года / Б.Е. Назымбекова // Актуальные исследования. – 2023. – №44 (174). – с.. 94-99.
16. Санникова, Н. Е. Этюды о педиатрии. Проблемы и перспективы научных исследований. Актовая речь // Екатеринбург : УГМА., 2010. – 24 с.
17. Турганова Е.А., Марченко Е.А., Сорокина Л.Д., Завьялова А.Н. / Е.А. Турганова, Е.А. Марченко, Л.Д. Сорокина, А.Н. Завьялова //Образ жизни и пищевые пристрастия современных беременных женщин по данным анонимного опроса. – 2021. – Т. 6. – № 3. – С. 18-27.
18. Черненков Ю. В., Глушаков И. А., Глушакова В. Д., Гуменюк О. И. Медицинские аспекты организации питания детей различного возраста. Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. – 2023. – № 215(7). – с. 136-142.